Бабиева Н.А., Ключенко Т.И.
|
В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС |
Гуманитарность представляет собой интегративную характеристику виртуальной среды, степень сформированности которой определяет личностную значимость для человека ценностей, норм и идеалов, осмысленных в процессе информационного взаимодействия и в силу этого способствует преодолению отчуждения человека от уровня образования и культуры. Гуманитарная среда информационного взаимодействия в условиях виртуального пространства не может быть четко и однозначно описана, так как она объективно обладает высокой степенью неопределенности. Она априори должна быть избыточной и многовариантной, что позволяет личности свободно определиться в своем информационном поведении. Структура гуманитарной сферы, на наш взгляд, состоит из самообразовательной и языковой структуры, межличностных связей и отношений. Самообразовательную структуру составляют: - ценностно-целевой компонент представляющий спектр самообразовательных и профессиональных целей, а также ценностных ориентаций взаимодействующих. Спектр целей задается общими установками, которыми руководствуются взаимодействующие в процессе самообразования и профессионального совершенства; - информационно-знаниевый компонент – полностью или не полностью структурированная информация, которая служит основой наращивания знаний у взаимодействующих; - технологический компонент, аккумулирующий в себе различные методы и технологии, используемые в информационном пространстве интересов взаимодействующих. Разнообразие и выявленная степень их общей эффективности позволяет взаимодействующим осуществлять их осознанный выбор; - результативный компонент, отражающий многообразие новых знаний, совокупность способа в информационной оценке этих знаний, их анализ и систематическое отслеживание. Языковая структура модели раскрывает основные компоненты формирования языковой культуры субъектов информационного взаимодействия. Актуальной задачей здесь является формирование лексикографической компетенции субъектов информационного взаимодействия. Она включает: - осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач; - умение выбрать нужное лексикографическое издание с учетом его типа и жанра; - умение воспринять текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове; - умение составлять различные словари. Межличностное общение есть динамическая, процессуальная сторона взаимодействия. В нем формируются все основные характеристики взаимодействия. Интегративными характеристиками межличностного взаимодействия являются «совместность» и «срабатываемость». Срабатываемость описывает совместную деятельность с точки зрения ее успешности, а совместимость характеризует, прежде всего, максимально возможную удовлетворенность партнеров друг другом. При оптимальной сработанности главным источником удовлетворения является совместная работа, а при оптимальной совместимости – процесс общения. Осмысление гуманитарной среды информационного взаимодействия в условиях виртуального пространства приведет к существенным изменениям в системе этого взаимодействия, к осознанию новых, ранее неосознаваемых взаимодействующих функций, что немаловажно для повышения эффективности самого информационного взаимодействия. |